воскресенье, 8 апреля 2012 г.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ!

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ! 
Вербы

Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.

Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят веселыми,
Шепчутся с пчелами.

Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льется волнами.

Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.

К. Бальмонт

Этот праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. 

Название это происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками,как правило, ивовых растений - вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной,в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме.

Конечно, на юге используют цветы и ветви других деревьев, как правило, пальм.

В России, где таких деревьев нет и где первой распускается верба, с древних времен стали использовать ее ветви, почему и сам праздник стал называться Вербным воскресением.

Но подлинное его название - Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий, Цветоносное воскресение.

Праздник назван так в честь встречи Иисуса Христа, согласно христианской традиции – Cына Божия, при вхождении в Иерусалим ликующей пальмовой процессией.


        Когда он верхом на молодой ослице въехал в город  - все жители приветствовали его возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю.

 Этот праздник не имеет точной даты, празднуется он в последнее воскресение перед Пасхой.

В Вербное воскресенье каждый крестьянин шел в церковь (костел) с большим пуком вербы и можжевельника, где они освящались.

Поскольку этим освященным веткам придавались целебные свойства, то они были также необходимы в крестьянском доме, как и громничные свечки.


Существовало поверье, что если в церкви, сразу после освящения, съесть почку вербы или ягоду можжевельника, то можно уберечь себя от болезней.

Вернувшись домой, хозяин ударял пучком вербы каждого члена семьи, приговаривая: «Не я б’ю, вярба б’е, няхай здароўе жыве». То же самое кто-нибудь из членов семьи делал и с хозяином. Потом хозяин с хозяйкой обходили с вербой хлев, остальные хозяйственные постройки, огород, поле, постукивая веточками и втыкая их в строения и в землю. 

Кто-нибудь из домашних обязательно отправлялся на кладбище и там оставлял веточку с пожеланиями вечного покоя умершему родственнику.

Верба оставалась в доме и после праздника, хранилась за образами и использовалась по случаю важных событий в доме.

При встрече в этот день люди обменивались не рукопожатием, а похлестываниями веточками вербы и пожеланиями крепкого здоровья на весь год.

Девушка, встретив незнакомого парня, дотрагивалась до него веточкой и спрашивала его имя – такое будет и у суженого.

В этот день также наблюдали за погодой.

Мороз на Вербное воскресенье означал, что морозов больше не будет, и они не повредят посевам.

Обычай святить веточки вербы в воскресенье за неделю до Пасхи сохранился и в наши дни.


Комментариев нет:

Отправить комментарий